Классный Советник

Как избавиться от косноязычия?

— Я много читаю, но речь моя косноязычная. Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи,
выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?
— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!

Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.

Думая о любом событии, старайтесь увидеть во­прос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?

Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услы­шать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.

«Я мыслю, значит, я существую», — сказал фран­цузский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить. Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.

Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательна и задириста, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.

Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.

Иногда можно услышать такой разговор:
- А этот как выскочит!
- А тот — как даст!
При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять.Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большин­ство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.

Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь  У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем тол­ковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.

Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальте­ра Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрос­лым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, разви­вал его речь.

И тебе советуем, если хочешь, чтобы речь твоя была гладка и выразительна, почаще мучай родных пересказами книг, которые ты читаешь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мысли вслух.

Криком делу не поможешь.
  
Вершину мудрости своей власти над детской душой я вижу в том, чтобы ребёнок понимал меня с полуслова. Это не мудрость и не мастерство, если воспитателю приходится трижды повторять свои слова, каждый раз повышая голос, и, закончив на высокой ноте, стукнуть по столу кулаком. Это не власть, а бессилие, которым нередко прикрывается своеволие.

Учитель, обладающий высокоразвитой чуткостью к духовному миру ребёнка, никогда не кричит. Когда он чем-нибудь возмущён, он говорит шёпотом, и класс прислушивается к каждому его слову, затаив дыхание.

Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют
способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно
тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

 Ученик, на которого обрушилась лавина крика, вызывает у товарищей только сочувствие. Они
на его стороне. Нет ничего удивительного в том, что нередко они идут даже на обман, лишь бы оправдать товарища.

Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.
 Если же крик адресуется всему классному коллективу, это уже ни на что не похо
Крик травмирует душу ребёнка
Почему мы кричим на детей?
«Да он вообще не понимает по-хорошему!» Таким аргументом многие родители оправдывают тот факт, что они кричат на ребенка. Но каковы истинные причины крика и можно ли воспитать детей, не повышая на них голос?
Хоть раз на детей кричали все. Причем многие потом искренне переживали за содеянное, но потом вновь выходили из себя. Многие родители оправдывают свое поведение тем, что на них
тоже кричали в детстве. Но почти все признают, как неприятен был им крик и что они зарекались не поступать так, а в реальности повторяли поведение своих мам и пап.
Прежде всего, давайте поясним, что понимается под криком. В бытовых ситуациях приходилось повышать голос всем. Это нормально, и вряд ли удастся этого полностью избежать. Но есть критический уровень накала страстей, когда срывы происходят постоянно,
 когда дома в принципе разговаривают на повышенных тонах, не только родители с ребенком,
но и взрослые между собой. Это нездоровая атмосфера, которая сказывается на детской психике. Ребенок пугается крика, и с пеленок осознает его как сигнал угрозы. Даже то, что после крика он успокаивается, это не воспитательный эффект,  а результат испуга.  И не исключено, что он не начнет кричать и плакать еще сильнее после повышения голоса.
Воспитание криком формирует у ребенка определенные модели поведения. Например, он приспосабливается: действительно исправляется, но при первой возможности может за спиной
родителей нарочно продолжать делать то, за что его ругают. Систематический крик может заложить ряд комплексов и занизить самооценку. Ребенок вырастет тихим, забитым. Или,
 напротив, затаит зло, будет вымещать агрессию на сверстниках. Игнорируя иные способы общения, кроме как на повышенных тонах, вы  воспитываете такого ребенка, который будет реагировать только на крик и сам станет прибегать к крику при общении с  друзьями, партнерами, собственными детьми.
Уверена, что ни один адекватный родитель не хотел бы такой судьбы ребенку.
Почему родители кричат?
Так ли ужасны дети, которые становятся объектами крика?
Если вам часто хочется срываться на детях – стоит задуматься о собственной жизни. Психологическая практика говорит о том, что чаще всего корень в неудовлетворенности и нереализованности самих родителей.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первые изложения. Еще раз о развитии речи. 

Первые три класса начальной школы потратили много сил, чтобы научить ребенка писать
грамотно. Итак, основные правила русского языка усвоены, пришло время показать себя в новых заданиях. Как научить ребенка писать изложение?

Учимся слушать и запоминать

Первый и самый ответственный этап при выполнении этого задания – внимательно прослушать текст, который учитель читает два раза, и запомнить его сюжет. Если у школьника проблемы с восприятием информации на слух, не форсируйте события и начните с простой
тренировки. Возьмите книжки для дошколят с небольшими, но информативными рассказиками с иллюстрациями. Они нужны как воздух деткам, у которых развита лучше не
звуковая, а зрительная память. Если картинки к рассказу идут в форме комикса – результат запоминания будет стопроцентным. Прочитайте ребенку текст - сначала выразительно,

неспешно, сопровождая его жестами (непонимания, удивления, восторга) и интонационными
остановками. Второе прочтение должно быть более быстрым, как у учителя в классе. Затем покажите своему школьнику иллюстрации и попросите его пересказать по ним услышанное.
 Получилось? Отлично, идем дальше!

Учимся излагать текст на бумаге

Вы подошли к основному вопросу – как научить ребенка писать изложение. Попробуйте
оставить своего начинающего писателя один на один с листком бумаги и попросите его записать свой пересказ письменно. Если процесс застопорился, не убирайте картинки и
разрешите своему ученику изредка подсматривать в комикс. Иллюстрации нужно потихоньку
убирать и заменять их словесным планом - каждый абзац текста обозначать цифрой и называть
его кратко, но информативно емко: 1. Праздник в школе 2. Разговор с Дедом Морозом
3. Подарок. Если ребенок напишет всего треть текста, обходясь без описаний, но зато упоминая все самое важное, он уже заслуживает вашей похвалы, потому что с заданием передать информацию он справился на ура! Прочитайте вместе начальный текст и подчеркните в нем карандашом те места, которые были пропущены. А теперь тренировка на память! Закройте книжку и спросите своего ученика, помнит ли он то, что вы только что подчеркнули. Если он
ответил на ваш вопрос без проблем, можно считать, что первые шаги на пути к идеальному изложению вы сделали успешно.

Не прекращайте тренировки, если что-то не получается. Постепенно усложняйте тексты,
выбирая более длинные и трудные рассказы. Просите ученика составить план самостоятельно, при этом первое время текст должен обязательно находиться у него перед глазами. Если в
школе разрешают конспектировать на черновике при первом прочтении, научите его быстро и
кратко записывать все самое важное – имена главных героев, географические названия, последовательность действий. Объясните ему, что он ни в коем случае не должен записывать
все целиком. Первое прочтение – важный этап именно для запоминания на слух, поэтому детали фиксировать письменно не нужно. Учите ребенка сокращать слова: например, цифры записывать цифрами, дни недели общепринято пн вт и т.д., слово «пошел» или «отправился» можно просто изобразить стрелкой. Обязательно следите за временем. Пытайтесь уложиться в
45 минут урока. Пусть часы будут перед глазами  вашего умника, чтобы он сам рассчитывал
свои силы.

Учимся писать изложение с элементами сочинения

В аттестационной работе за курс начальной школы появляется более сложный и важный вид
изложения.  Если ваш гений научился писать сочинение, этот вид письменных работ будет ему
под силу – ведь обычно элемент сочинения в изложении небольшой – один – два абзаца, в которых ребята выражают свое отношение к прочитанному, рассказывают о своем видении раскрытой проблемы. Как научить ребенка писать изложение с элементами сочинения, если он пишет одну короткую фразу и не способен ничего больше сказать по теме? Возможно, тема изложения, которая попалась вашему умнику  не пришлась по душе. Попробуйте подобрать в Интернете текст, который точно заинтересует его и вызовет бурю эмоций: о компьютерных
играх, любимом фильме, спортсмене или артисте. Прочитайте его два раза и попросите своего ученика написать по нему изложение с элементами сочинения. Получилось? Сравните вместе
элементы сочинения в первом и во втором творении. Объясните своему ребенку, что если он
ограничится жалкой отпиской из одной – двух фраз, он испортит себе оценку, а если
постарается развить скучную тему и даже немного приукрасит свое отношение к ней, ему
самому будет приятно получить положительную отметку. Поиграйте в такую игру – я даю тебе
скучную тему, например, про сад и огород, а ты произносишь пламенную речь, посвященную ей, потом ты мне даешь скучную для меня тему, например, про айфоны, и я делаю то же самое.

План действий записан? Приступайте к их выполнению! Удачи вам!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

От психолога Рины Раисовны.

Прочитала о старте проекта по теме " Эмоции в жизни  человека".  Эмоции  бывают приятные  (положительные) и неприятные (отрицательные). Чаще всего человек испытывает
положительные  эмоции и реже отрицательные, тем меньше вредных нервных напряжений
возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. И не только он сам. Рядом с жизнерадостным, спокойным, доброжелательным  человеком и другим людям легче  живется. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Умеешь ли ты это делать. Хочу предложить несколько практических упражнений, учат не подавлять свои эмоции, а переводить их в другое русло, учат преобразовывать их из отрицательных в положительные, управлять ими, контролировать их.
1. Упражнение «Подари улыбку».
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку и высказывают свои пожелания друг другу.

2.  Упражнение «Тренируем эмоции».
Цель: развитие воображения, мимики и пантомимики [4].
А сейчас мы с вами будем учиться тренировать эмоции.
Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.
Улыбнитесь, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек.
Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
Разозлитесь, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
Испугайтесь, как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.
Устаньте, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку.
Отдохните, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился.
Засмейтесь самым счастливым смехом.

3. Игра «Волшебные картинки». Детям предлагаются картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен. 
Цель: развитие творческого мышления, воображения, наблюдательности, выразительности речи (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса).
Рисунок1, Рисунок2.
Сейчас вы выберете себе по «волшебной» картинке. Вы должны будете придумать рассказ по этой картинке. Расскажите, что вы видите на этой картинке? Какие эмоции она у вас вызывает? Что вы себе представляете, глядя на картинку? Я начну свой рассказ первая: « Глядя на эту картинку, я представляю себе солнечное лето, цветочную полянку. Вот откуда-то прилетела пчелка и села на ромашку. Вот в хороводе закружились прекрасные бабочки. Ярко светит 
солнышко. И всем очень радостно!» Каждый ребенок придумывает свой рассказ по 
« волшебной» картинке.

4.  Стихотворение "Облака".
Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать облака.
 По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то  вам все  расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок 
Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками 
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно. 
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, 
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое  облачно над  озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в гляди озера
Приоткрывает рот :
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой, 
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Какие облака вы увидели?
Какое облако вам показалось красивее всех остальных?
А безобразнее всех?

Какое облако было изобразить труднее всего?

Веселое, грустное, сердитое, удивленное.
  
5.  Упражнение «Какое у меня настроение?».
Рисунок3,  Рисунок4,  Рисунок5,  Рисунок 6.
Задание. 
 Раскрасьте облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.

 6.  Упражнение  «Тух-тиби-дух». 
Цель: научить ребенка снимать негативное напряжение и восстанавливать силы.
  Сегодня я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарования. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя следует произносить слово «Тух-тиби-дух» 
сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. 

7. Упражнение «Волшебный мешочек с обидами» 
Цель: научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.
8.  Упражнение "Волшебный мешочек".
Мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.

9. Релаксационное  упражнение «Облака»
 Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие мимо облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и 
спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие-легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому  большому и пушистому, к самому красивому облаку в небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну, улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева. Расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь?
А если вы на кого-то обижены? Как вы поступите? А если вы кого-то обидите? 
Дети, а если у вас хорошее настроение, хочется ли вам поделиться своей радостью, улыбкой с другими людьми? Как вы это делаете?
Я  думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева. Расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь?
А если вы на кого-то обижены? Как вы поступите? А если вы кого-то обидите? 

Вывод: Если у вас хорошее настроение, хочется ли вам поделиться своей радостью, улыбкой с другими людьми? Как вы это делаете?

Используемая литература. 
1. Минаева В.М. Развитие эмоций детей. Занятия. Игры. –АРКТИ, 2003.-48.
2. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-160с.
3.  Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.-144.: ил.

Комментариев нет: